Главная    Коллекция    Статьи    Фото    Видео    Ссылки    Камеры    Пингвинизмы   


Магазин сейчас скидки!    Галереи    Викторина    Игры    Кнопки    Связь    Реклама   

Бруно Зендер: жизнь и смерть `мистера Пингвина`.

Бруно Зендер: жизнь и смерть `мистера Пингвина`. Бруно Пингвин Зендер - путешественник, авантюрист, внештатный фотокорреспондент многих популярных зарубежных изданий и самый главный фотограф пингвинов на планете во все времена, известный так же как "мистер Пингвин". Кстати, одноимённую роль Дэни де Вито в фильме «Бэтмен возвращается» мистер Зендер считал преступной попыткой извратить доброе представление об этих птицах и чуть ли не личным оскорблением, да-да =)

В интернетах практически нет подробных биографических материалов о Мистере Пингвине на русском языке, даже "всезнающая" Педивикия не знает и не пишет ;)

Бруно Зендер родился 8 сентября 1945 года в Швейцарии, в идиллическом курортном городе Бад-Рагац у подножия Альп, недалеко от Лихтенштейна. Бруно был младшим из шести детей.
Его мать, Мария Зендер владела магазином по продаже подарочного фарфора. Его отец, Альберт Зендер, сделал какое-то рационализаторское изобретение для снежного курорта - то ли особые санки, то ли подставку для лыж... Точно я так и не понял, ибо мои познания швейцарского стремятся к нулю, а гуглепереводчик изобретение Альберта Зендера транслирует с швейцарского как "тип используемого носилках для выпрямления деревянные лыжи"(ц) что бы это ни значило =))))

Любовь к пингвинам Бруно пронёс через всю свою жизнь с самого детства. Едва ли не с пятилетнего возраста, листая детские книжки, Бруно увидел картинку пингвина, заболел этими птицами навсегда и ждал почти 25 лет первой встречи с ними. Гвидо Зендер, брат мистера Пингвина, вспоминает что если он увлекался какой-то идеей то стремился обойти всех, включая и своего брата: однажды 12-летний Гвидо в детском лагере на Лазурном берегу собрал и принёс домой 15 черепах. Бруно, увидев это, собрал 20 штук =)
Во дворе Бруно построил что-то вроде фермы с прудом для этих черепах, но достаточно быстро позабыл о тортилах и стал просить родителей купить ему пингвина, который смог бы жить в этом сооружении...))

Впервые в Антарктиду Бруно впервые попадает в 1975 году на грузовом судне под флагом Дании, которое везёт ученых: будущий мистер Пингвин является членом экипажа в должности стюарда и задумывает сделать несколько фотографий, "чтобы продать их позже"(ц). Когда корабль подошел к берегам Антарктиды, Бруно впервые встречает пингвинов и буквально ошеломлён их "шумным приветствием"(ц). Позже он опишет этот момент в своих дневниках ни много ни мало как "религиозный опыт".

Да, мистер Пингвин, выросший на примерах авантюристов-исследователей Антарктиды: Скотта, Амундсена, Шеклтона - и ведёт подробные дневники по их примеру. На первом месте в этих записях естественно Антарктида и Пингвины.

Сразу после первого путешествия стюардом на датском корабле путешествия его настигает первый успех: он привозит свои фотографии на выставку в Японию и забавные пингвины Зендера становятся всеобщими любимцами, обеспечивая Бруно пожизненной славой и средствами для последующих путешествий.

Бруно Зендер был, что называется "плейбоем": ещё с 1968 года Бруно вместе с братом Гвидо работают в нефтедобывающей компании и живут в Париже, на Монмартре, проводя время "максимально фривольным и легкомысленным образом – в охоте на женщин"(ц).

Триумф в Японии только усилил эти привычки в Бруно. Один из ближайших друзей мистера Пингвина вспоминал, что Бруно достаточно было появиться в футболке с изображением пингвина и японки буквально валились к его ногам штабелями: когда он входил в зал, они смотрели на него так, будто он Майкл Джексон.

Со временем Бруно становится широко известен и на западе: к 1988 году некоторые его фотографии куплены и экспонируются Нью-Йоркским музеем современного искусства, не говоря уже о том, что фотоснимки Бруно множество раз появляются на всевозможных календарях, открытках, обложках журналов Live и National Geographic…
Visa покупает у Зендера несколько фотографий для того чтобы выпустить серию пластиковых карточек с изображениями пингвинов.

В 1990 году Бруно срывает куш: один из его фотоснимков попадает на обложку Times... Насколько я понимаю, в США попасть на обложку этого журнала является чем-то равнозначным получению киноактёром премии Оскар.

В общем, Бруно как был плейбоем в юности, так и остался им на всю жизнь. Молодые модели сменяли друг друга, не сильно задерживаясь в его жизни. Мистер Пингвин был женат, причём свою невесту он уговорил сопровождать его в поездке на Марамбио, одну из антарктических станций Аргентины. Прибыв в Антарктиду, он прямо на корабле делает предложение и сразу сообщает, что уже обо всём договорился: власти Аргентины готовы заключить их брак прямо сейчас на побережье в ледяной пещере недалеко от полярной станции. Среди гостей на этой свадьбе были 250 аргентинских моряков и полярников, а так же местные пингвины, именно из уважения к которым Бруно облачается во фрак. Да, вы не ослышались: фрак официально был "для пингвинов", а не по торжественному случаю свадьбы. Казалось, что Бруно больше всего во время церемонии озабочен тем, смотрят ли на него птицы. Брак продлился чуть меньше трёх лет…

За свою жизнь Бруно Зендер объездил всю Азию, побывал в составе делегации журналистов в послевоенном Вьетнаме, совершил в общей совокупности 21 поездку в Антарктиду и посетил множество антарктических станций: базы Чили, Новой Зеландии, США, Дании, России...

На советской\российской станции "Мирный" Бруно побывал трижды: два раза зимовал в 1994 и 1997 годах, причём зимовка 1997 года стала для мистера Пингвина трагически последней. Вот фотография Бруно Зендера с зимовки 1994 года:

А вот его портрет с общей фотографии уже 1997 года:

Есть упоминание о посещении Бруно станции Мирный в 1987 году, но Зендера нет на общей фотографии полярников тех лет и никаких подробностей на этот счёт я не нашёл в источниках. Правда вот фотография "моим лучшим друзьям с Мирного", которая в начале статьи - она висит у нас на станции и подписана 1989 годом, то есть ещё до зимовки 1994 года:

Вполне вероятно что первое посещение станции было не зимовкой, а простым кратким визитом во время сезонных работ.

Бруно Зендер несмотря на свой шумный и бесшабашный образ жизни в течении всей жизни страдал от депрессий, о которых знали лишь самые близкие. С 1977 года он постоянно живёт в Нью-Йорке. «Постоянно» - это всё время между своими экспедициями. И его квартира становится его тайным убежищем от мира и людей, о котором он не рассказывает никому и куда прячется во время приступов депрессии. Когда он познакомился с Майей (своей будущей женой) он пригласил её переехать к нему в квартиру на западе "110-стрит" при строгом условии, что она никому и никогда не расскажет, где он живёт.

Бруно никогда не приглашал к себе гостей, не собирал у себя компании, не устраивал вечеринки, и что касалось собственного дома - вел достаточно скрытный образ жизни затворника. А кутил и шумел только в "общественных местах". Его квартиру посещали только некоторые женщины, некоторых из которых удивляло, то что они видели: входная дверь, исписанная цитатами, шкафы запертые на замки, завеса тайны над всем, чем занимался Бруно… Многие вспоминают, что Бруно буквально культивировал таинственность вокруг себя, но в то время «странности» фотографа многие списывали на обычную эксцентричность успешного светского человека, обласканного всеобщей славой.

Порой Бруно на несколько дней или даже на недели отдаляется от всех, при необходимости предупреждая своих фавориток, чтобы они не обижались и не принимали на свой счёт то, что ему надо, как он выражался, "уйти в подполье"(ц). Мистер Пингвин запирается в своей квартире и днями просто лежит прикованным к кровати, практически не шевелясь и уставившись в одну точку на потолке.

Объяснение всему этому достаточно простое: в течении почти всей жизни Бруно Зендер страдает от биполярного расстройства психики. Маниакально-депрессивный психоз, если по старому: острое нежелание никого видеть чередующееся взрывами эйфории и кипучей работоспособности. Маниакальные периоды воспринимались обществом как естественное поведение плейбоя, а депрессивные эпизоды Бруно старательно скрывал от всех на свете. Друг мистера Пингвина, Рональда Бернхайм пишет о том, что у него в жизни было два крайних состояния: интроверт и экстраверт – «и почти ничего между ними»(ц). Психиатры прописывали Бруно препараты лития, но он принимал их "крайне нерегулярно"(ц), чаще попросту отказываясь от лечения (как и многие подобные ему люди, страдающие от биполярного расстройства психики).

Пингвины постепенно заполняют жизнь Бруно Зендера, не оставляя в ней места ни для чего больше. Кроме пингвинов фотограф-авантюрист с другими людьми не разговаривает почти ни о чём, любая беседа неизбежно сворачивается на пингвинов. Даже с нью-йоркскими таксистами он через два слова начинает говорить только о них. В итоге Бруно меняет своё второе имя в документах, официально превращаясь из "Bruno J. Zehnder" в "Bruno Pinguin Zehnder".

К своему 51 году жизни Бруно Зендер живёт в Нью-Йорке как в тюрме. Депрессивные периоды затворничества становятся чаще, длительнее и раз от раза всё тяжелее.
"Совершенно ясно: теперь или умереть или к пингвинам" - пишет мистер Пингвин в одном из своих дневников. Друзья из опасения за его здоровье уговаривают его отказаться от поездки. Близкие полагают что он бежит в Антарктиду от собственной жизни. "Я должен" - отвечает Бруно - "Это тянет меня".

С этого момента его дневники - практически единственный источник достоверной информации о происходящем с мистером Пингвином. Бруно подробно описывает своё состояние и последней надеждой для него является, как он пишет, что "Антарктида сможет очистить мой ум".

В итоге в 1997 Бруно Зендер едет второй раз зимовать на станцию Мирный. Российские полярники вспоминают его как открытого, компанейского, доброго и весёлого человека, «совсем немножечко» зацикленного на пингвинах и экологии. Бруно изо всех сил скрывал от окружающих свою депрессивную, интровертированную часть личности и только его дневники приоткрывают завесу тайны над его состоянием. Ещё на корабле в окружении более двух сотен полярников он сталкивается с очень неприятными для себя открытиями…

1997 год - это почти пик упадка Российской Антарктической Экспедиции, экономический кризис, тотальная нехватка средств, а значит крайне низкие зарплаты и как следствие - практически полное отсутствие конкурса и острая нехватка профессиональных кадров. В экспедиции на зимовку набирают абы кого, иногда подбирая людей в прямом смысле на помойке. Про моральный облик «полярников с помойки» говорить не стану, надеюсь это очевидно. Бруно сталкивается с беспробудным тотальным пьянством и с ужасом описывает в дневниках, что окружён на корабле круглосуточно пьяными людьми, которые во время плавания пьют исключительно только чай, разбавленный водкой, все остальные безалкогольные напитки называя "мочей" и отказываясь "пить мочу". Депрессивному интроверту, как вы понимаете, в таких условиях (условиях скученности и жизни в маленьких тесных каютах вчетвером) просто некуда спрятаться и остаётся только страдать и молча терпеть.

Бруно Зендер прибыл на станцию 10-11 июня 1997. Первое же сильнейшее впечатление, если судить по дневникам Бруно - массовая драка, после которой "русские ходят с чёрными глазами"(ц). По записям Бруно, на станции шокировавшее Зендера пьянство только усиливается. Бруно описывает как "русские делают украшения для своих комнат из пустых водочных бутылок". Описывает употребляемый русскими полярный коктейль "Белое безмолвие" - нечто вроде известного «Ерша», в котором не водку запивают пивом, а спирт запивают водкой. Мистер пингвин в своих дневниках рассказывает, как спустя несколько месяцев, когда кончается вся запасённая водка и спирт, русские полярники начинают варить самогон на основе дрожжей, консервированных персиков и апельсиновых корок...

Не могу утверждать, насколько Бруно Зендер справедлив и правдив в своих записях относительно русских полярников. Но одно совершенно очевидно: если Бруно рассчитывал найти в Антарктиде избавление от психического расстройства и облегчение своей страдающей душе, то получилось всё ровно наоборот.

Официально Бруно Зендер едет на станцию Мирный чтобы снимать фильм об императорских пингвинах, желая запечатлеть полный цикл их развития от яйца до взрослой особи. А это значит, что ему надо снимать пингвинов постоянно, вне зависимости от погоды, которая на Мирном порой очень сурова. У мистера Пингвина возникают трения с начальником станции, потому что Бруно настаивает на том, чтобы он ходил в колонию пингвинов без сопровождения полярников, в одиночку, упирая на свой многочисленный полярный опыт. Иногда Бруно уходит к пингвинам просто без спроса и без санкции руководства станции, не поставив никого в известность. Иногда расписывается в журнале о времени убытия. Так было и 7 июля 1997 года...

В 11:50 Бруно ставит запись в журнале и уходит снимать пингвинов к острову Хасуэлл (примерно два километра от станции по морскому льду).

В 13:30 погода резко портится до состояния шторм-1. Радиосвязь затрудняется.

В 13:45 Бруно выходит на связь и его уговаривают вернуться на станцию. Он сообщает что идёт обратно.
Погода портится ещё сильнее, объявляется шторм-2 (ветер выше 25 м\с, минимальная видимость в размере нескольких метров).

В 15:20 Бруно Зендер выходит на связь и сообщает что потерялся, ничего не видит и не знает где находится. Его ищут спасательными командами, в которых люди цепью связаны верёвкой. Запускают в небо сигнальные ракеты. Но плохая видимость и отсутствие ориентиров мешает найти потерявшегося фотографа, остаётся только радиосвязь с ним. Бруно отвечает, что видит свет ракет, но в условиях сильной метели даже он не позволяет сориентироваться в направлении.

В 6:15 Бруно сообщает, что вышел к ледяному барьеру - границе континентального льда с морским льдом. Но он не знает в каком месте станция, стоящая как бы на вершине 40 метрового барьера, не знает в какой стороне выход-спуск на морской лёд и как подняться наверх. Это последнй сеанс связи с мистером Пингвином.

Его будут искать двое суток но найдут только когда кончится метель. Замерзшего с толстой коркой льда на лице.
По неподтверждённой информации он лежал не скрючившись от холода - Бруно Зендер лежал на спине широко раскинув руки. Его смерть во многом окутана тайной как и часть его жизни. Есть версия, что он искал именно такой смерти и именно в этом месте, поэтому его смерть не трагическая случайность, а заранее задуманное действие. Учитывая детали его душевного состояния, ставшие известными после его смерти из его дневников - эта «версия» представляется весьма правдоподобной.

По завещанию Бруно П. Зендер был похоронен на кладбище станции Мирный, расположенном на острое Буромского. Его "могила" (металлический саркофаг) стоит там до сих пор:

Погода и солнце не пощадили саркофаг, фотография и текст на бумаге выгорели и почти не видны. Но даже сквозь ржавчину до сих пор отчётливо виден символ плёнки и уменьшенная копия одной из самых знаменитых фотографий Бруно:

И с того места, где захоронен Бруно Зендер открывается вид на постоянное место колонии императорских пингвинов:

Рассказывают, что когда полярники хоронили Бруно, они вдруг заметили ,что к ним подошли три десятка императорских пингвинов и стали вместе с ними вокруг могилы (императоры не гнездятся на островахи даже не заходят на остров Буромского в обычной жизни. Может быть именно так мечтал закончить свою жизнь мистер Пингвин? Кто знает...

На станции мирный в бывшей ленинской комнате на стене висят две большие фотографии Бруно Зеднера, подписанные для Российских полярников.
Одну из них вы видите в самом начале статьи. Вот вторая:


P.S.

За свои работы и за свою активность по охране окружающей среды Антарктиды Бруно П. Зендер в 1987 году удостоен Экологической премии ООН и награды Британской вещательной системы дикой природы "фотограф года", в 1990 году удостоен почётного членства в Британском географическом обществе, в 1995 году получил премию "фильм года" за картину "Замороженный клюв", премии ООН "за выдающиеся достижения" посмертно.

P.P.S.

Было дело, собирались в голливуде про Бруно Зендера биографичный фильм снимать с Ричардом Гиром в главной роли.
Не собрались.


Источник dave-aka-doc.livejournal.com Добавлено 06.12.2015

<< Пред.  В начало След. >>